Сегодня 23 сентября 2017 года
Для слабовидящих
Баннер

Таможня против контрафакта

PDFПечатьE-mail

26 апреля 2017 года отмечается Всемирный день интеллектуальной собственности. Этот день был учрежден Генеральной Ассамблеей Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) на своем заседании в сентябре 2000 года. Наравне с правоохранительными органами ключевую роль по противодействию перемещению контрафактной продукции во всем мире играют таможенные службы.

Защита прав интеллектуальной собственности - одна из важных задач ФТС России. Таможенное регулирование осуществляется посредством установления определенных административно-правовых отношений. Нормы таможенного законодательства регулируют взаимоотношения таможенных органов, физических и юридических лиц, их взаимные права и обязанности и вследствие этого придают этим регулируемым отношениям особый юридический статус - характер таможенно-правовых отношений, при этом субъекты данных отношений выступают в качестве носителей специфических, таможенных прав и обязанностей. За последние несколько лет ФТС России удалось достичь прогресса в деле борьбы с контрафактной продукцией.

Таможня в своей работе сталкивается с двумя основными видами контрафактной продукции. Первый - когда товар просто копирует оригинал и не отвечает качественным характеристикам и требованиям безопасности. При этом возможной мерой борьбы будет являться контроль качества товара при ввозе на территорию РФ, его сертификация и лицензирование. Во втором случае на территорию РФ ввозится товар, отвечающий качественным характеристикам и требованиям безопасности. И хотя по качеству товар не хуже настоящего, право на выпуск в торговый оборот по российскому законодательству имеет только владелец товарного знака.

Для организации работы по выявлению контрафактных товаров в таможенных органах созданы специальные рабочие группы, в которые входят специалисты различных отделов таможни. Контрафактная продукция задерживается должностными лицами таможни как в процессе оформления и оперативно-розыскных мероприятий, так и в ходе проведения таможенных проверок при таможенном контроле после выпуска товаров. В случае обнаружения признаков контрафактности перемещаемых через границу товаров таможенные органы ставят в известность об этом правообладателя и импортера. Если правообладатель товарного знака против перемещения этих товаров, то они подлежат конфискации. После того как таможня получила право возбуждать дела об административных правонарушениях по ст.ст.14.10 и 7.12 КоАП, у таможенных органов появилась возможность защищать права владельцев товарных знаков.

Предметами правонарушений чаще всего являются мобильные и компьютерные устройства, одежда, обувь, алкогольная продукция, минеральные воды и соки, автозапчасти, игрушки.

Главным инструментом сотрудничества с правообладателями выступает Реестр объектов интеллектуальной собственности ФТС России. В июле 2008 г. между ФТС России и Роспатентом было заключено Соглашение, которое предоставляет право таможенной службе России получать доступ к информационным базам товарных знаков и знаков обслуживания Роспатента в режиме on-line.

Основным проблемным вопросом при осуществлении таможенными органами защиты интеллектуальной собственности являются участившиеся случаи отказа правообладателей от защиты своих прав. В большинстве случаев при отказе товар вывозится с территории РФ в режиме перепродажи, таким образом предотвращается его реализация на внутреннем рынке. Таможенные органы обладают полномочиями по контролю за товарами, ввезенными на территорию РФ с нарушением законодательства в области защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, и привлечению к ответственности лиц, нарушающих законодательство. С этой целью должностные лица таможенных органов регулярно проводят мероприятия, в том числе в форме рейдов по торговым точкам с привлечением других государственных контролирующих органов.

ФТС России в рамках реализации стратегии развития таможенной службы Российской Федерации совершенствует существующую систему таможенного оформления и контроля, эффективность осуществления фискальной функции по взиманию таможенных платежей, развитие форм и методов борьбы с таможенными правонарушениями, антикоррупционную деятельность, подготовку и переподготовку таможенных кадров.